РАЗДЕЛЫ:         
 

АВТОМАТ С ХАРАКТЕРОМ


НА ТО И ДАТЧИК В АППАРАТЕ, ЧТОБЫ ИГРОК НЕ ДРЕМАЛ

Работа любого игрового автомата, вне зависимости от способа реализации игровых услуг, целиком и полностью подчинена определенному алгоритму. Это в равной степени относится как к «простейшим» «одноруким бандитам», так и к довольно сложным электронным «мультигеймам». В основе непредсказуемости игры лежит механизм случайности. По сути, древнейшим игровым приспособлением можно — разумеется, весьма условно, с рядом поправок и допущений — считать игру «орел - решка». Уже позже наука обратила внимание на то, что рядом с предсказуемыми, то есть детерминированными событиями существуют те, в которых можно оценить только саму частоту ( вероятность ) их появления.

Основополагающий принцип азартных игр был сформулирован в середине XVII века великим французским ученым Блезом Паскалем : больше шансов — меньше выигрыш. Именно ему обязан мир и основами теории вероятностей, и рулеткой. Вообще, теория вероятностей, а затем и математическая статистика исторически всегда были тесно связаны с азартными играми. Есть даже целый раздел науки, называемый теорией игр, который серьезно занимается изучением стратегии последних.

Первый шаг на пути к созданию искусственного аналога Фортуны был предпринят в 1900 году. Именно тогда в Америке появился аппарат, получивший название onearmed - bandit. Примитивные, в три барабана, " однорукие бандиты " позволяли выигрывать часто, но не много, в основном, по мелочи. Идея получила развитие в 1930 году, благодаря компании Jennings ( США ), за пару лет в разгар экономического кризиса внедрившей в обиход игровые автоматы Jackpot bell. Привод барабанов той машины был электрическим, однако так называемый вариатор чисел, задающий алгоритм выпадения выигрышных комбинаций, настраивался вручную. Лишь в 80- х годах прошлого века технологии позволили почти полностью исключить влияние человеческого фактора на вероятность выпадения выигрыша.

Условно алгоритмы выдачи выигрыша можно разделить на два класса. К первому относятся накопительные, выдающие выигрыш только после накопления " кассы " автомата, например, система «джекпот». Ко второму — автоматы с ненулевой кассой, выигрыш в которых может быть вы дан в любое время, начиная с первой игры. В казино и игровых залах выдача выигрыша обеспечивается их кассой, а в автоматах с непосредственной выдачей — начальной загрузкой специальных устройств ( хопперов и иных ). Не исключена вероятность, что такой автомат за определенный период времени способен отдать больше, чем получил.

Современный игровой аппарат может формировать несколько взаимосвязанных игр ( основная, бонусные, джекпот ), каждая из которых управляется своей частью общего алгоритма. К примеру, алгоритм игры «орел - решка» простой, если не сказать — примитивный : монета — это одновременно и средство оплаты, и датчик, и индикатор выигрыша или проигрыша. В современном игровом автомате он в тысячи, а может, в сотни тысяч раз сложнее. В нем можно выделить следующие компоненты : датчик ( генератор ) случайных чисел, счетчики приема оплаты и выдачи выигрыша, накопители, предустанавливаемые параметры, индикаторы, устройства приема и выдачи и управляющая программа ( ядро алгоритма выдачи выигрыша ). Последняя на основе имеющейся информации как раз рассчитывает порядок и размер выигрышей.

Рассмотрим некоторые из этих составляющих более подробно. Задача генератора случайных чисел ( ГСЧ ) — сделать игру совершенно непредсказуемой. Реализуется она за счет формирования равновероятных игровых событий, например, остановки шарика в той или иной лунке колеса рулетки или остановки каждой из картинок колеса слота.

В современном игровом автомате может использоваться несколько ГСЧ. Так, в игре "777" датчик выигрышей ( общий или отдельный для каждой комбинации ) дополняется датчиком остановки чисел на цифровых колесах ( или их электронных копиях ). В игре " Поле чудес " — датчиком остановки числа на игровом поле, датчиком времени нахождения на этом игровом поле и датчиком выбора перехода на другое поле. В игре " Мельница " — датчиком задержки остановки числа. Смысл использования нескольких датчиков — в повышении степени непредсказуемости хода игры. Отдельные датчики также обслуживают бонусные игры и систему «джекпот».

Для формирования дополнительных поощрений путем «утаивания» некоторых выигрышей используются накопители. Так что если на ваших глазах с аппарата сняли крупную сумму, то садиться за него, скорее всего, не имеет смысла. Во всяком случае, до поры до времени.

Среди множества параметров, которые может установить владелец автомата, нельзя обойти вниманием такой, как ожидаемый процент выигрыша. С точки зрения теории вероятностей, точная реализация этого процента не наступит никогда, но фактический процент будет приближаться к ожидаемому по мере роста числа игр. Конечно, при условии, что алгоритм выдачи выигрыша ограничен одним датчиком ( ГСЧ ). На практике отклонения процента от ожидаемого могут привести к неприятным конфликтам из - за существенного невыполнения ожиданий игрока или владельца. Поэтому часто путем усложнения ГСЧ ограничивается число игр, в которых фактический процент точно сходится с ожидаемым. В несложных играх этого можно достигать в каждых 500 или даже 250 играх.

АВТОМАТ С ХАРАКТЕРОМ

Без сомнения, для любого игрока наибольший интерес представляет управляющая программа, которая является не просто «душой» аппарата, но, как правило, и одной из самых больших коммерческих тайн любого производителя. «Управляющий алгоритм может быть весьма сложным, учитывать не только принятую и выданную автоматом суммы, количество игр, вероятностную модель основной и дополнительных игр, но и психологическую картину игры, то есть модель поведения игрока, — рассказывает Владимир Щербаков, главный конструктор КБ «Игротехника». — Поэтому в его разработке участвуют не только математики, программисты, но и психологи».

Основными задачами программы являются стыковка различных датчиков ( ГСЧ ), формирование накопителей и дополнительных игр, обеспечение выполнения заданного процента отдачи выигрыша и другие. Алгоритмов игры очень много. Обладая элементарными знаниями в программировании, практически любой сможет написать программу, обеспечивающую выпад случайных чисел, таким образом, чтобы в конечном итоге выигрыш составил определенную величину. Но не это главное. Программа должна как бы заигрывать с игроком, как кокетливая женщина со своим избранником, то давая возможность выиграть, то, наоборот, возвращая выигрыш себе. «Удачный алгоритм выдачи выигрыша — это ключ к завоеванию популярности игры, — уверен Артем Андреев, генеральный директор компании «Айвенго Лтд». — Вообще, алгоритм — это «характер» игры, он должен быть таким, чтобы игроки получали удовольствие. Как гласит пословица, встречают по одёжке, а провожают по уму. Это выражение применимо и к игровому автомату. Сейчас многие бросились разрабатывать свои игры, но я отношусь к этому скептически. Считаю, что создать хороший алгоритм для игрового автомата могут только фирмы с большим опытом работы в этой сфере.

К сожалению, с лихвой хватает примеров того, как новые игры с прекрасной графикой, звуком и, что довольно важно, с большим процентом выигрыша поначалу вызывают интерес игроков, но через пару месяцев потребители охладевают к аппарату. Который, соответственно, перестает приносить доход, порой даже не успевая себя окупить. Но есть и диаметрально противоположные примеры, когда игра стабильно хорошо работает несколько лет кряду и интерес к ней остается устойчивым. Успешность, помимо прочих факторов, таится в алгоритме. Сегодня производителей становится всё больше и больше, но игр с хорошим алгоритмом — по - прежнему мало».

АЗАРТ ПО - НАУЧНОМУ

Как следствие, возникает вполне логичный вопрос : противоречат ли друг другу интересы владельца автомата и игрока ? И ответ не менее логичен : нет, так как игроки выигрывают не у казино или зала, а друг у друга. Если исходить из этого посыла, то задача разработки игрового автомата, по сути, не затрагивает сферу экономики. Хозяин аппарата, игрок и разработчик ожидают, что алгоритм выдачи выигрыша обеспечит случайный характер игры с заданным процентом отдачи. Впрочем, чаще всего это случается в казино, где игрок в рулетку знает, что частота попадания шарика в каждую лунку колеса рулетки примерно одинакова. Поэтому датчики ( ГСЧ ) игрового автомата обычно используют равномерный закон распределения вероятностей событий. Таким, в частности, и является механический датчик в рулетке — идеальное колесо, а в любом компьютере предусмотрена программа типа Random, выдающая равномерно распределенные числа.

Но, увы, ни то, ни другое, строго говоря, не обеспечивает равновероятность ожидаемых событий. В механической конструкции причина кроется в дефектах, образовавшихся при производстве или возникших при эксплуатации. Во втором случае виной всему конечная разрядность процессора. Кроме того, стандартный программный датчик может быть и воспроизведен, скажем так, упорным игроком. В идеале равномерный закон распределения не имеет моды, то есть не дает ожидаемого предпочтения. Многие научные и околонаучные так называемые системы игры строились как раз на появлении моды в распределении выигрышей из - за особенностей или дефектов алгоритма. Типичный пример многомодового распределения представляет собой игра вроде «Спортлото». Нужно только вычислить эти моды и вложить достаточно денег в их использование. В СССР даже был привлечен к уголовной ответственности некий научный сотрудник. Нет, не за мошенничество, а за использование служебной вычислительной техники в личных целях.

Многие великие ученые пытались приручить удачу, сделав ее карманной и разложив на математические составляющие. Еще в 1928 году известный математик Янош фон Нейман написал статью " К теории стратегических игр ", где доказал знаменитую теорему о минимаксе, которая, в ряду с другими изысканиями в этой сфере, и легла в основу созданной позднее теории игр. Сей научный труд обязан своим появлением серьезным исследованиям игры в покер с целью выбора оптимальной стратегии для каждого из игроков. Кстати, эта работа мало помогла самому Нейману при игре в тот же покер. В 1944 году в Лос - Аламосе он проиграл 10 долларов Н. Метрополису сразу же после того, как разъяснил ему свою теорию. Мелочи, а неприятно, тем паче, что речь шла не о сумме, а о принципе. Получив выигрыш, Метрополис купил за 5 долларов знаменитую книг / Неймана и Моргенштерна " Теория игр и экономическое поведение ", которая считается настольной для многих математиков и картежников, наклеил на нее 5 долларов и заставил штора дать расширенный автограф, в котором непременно изложить историю своего проигрыша. Вот так и рождаются раритеты.

Еще один пример взаимопроникновения науки и азартных игр нашел свое отражение в названии известного в математической статистике " метода Монте - Карло ". Во время работы над созданием водородной бомбы фон Нейман и С. Улам разработали метод статистических испытаний, известный теперь как метод Монте - Карло. Одной из главных сложностей его применения было отсутствие в то время генераторов случайных чисел. Тогда Нейман предложил использовать для генерации последовательностей случайных чисел рулетку в казино Монте - Карло. Военное ведомство согласилось на аренду рулетки, а Улам и фон Нейман смогли вдоволь наиграться за государственный счет. Сейчас это классифицировали бы как использование служебного положения в личных целях.

Известно, что преимущество казино при игре в европейскую рулетку составляет 2,7%, в то время как в американскую — 5,26% для всех ставок, кроме ставки на пять чисел, где это преимущество значительно выше — 7,9%. Специальное правило ( « En Prison » и « La Partage » или « Surren der » ) снижает его при ставках на равные шансы до 1,35% в европейской и до 2,63% в американской рулетке. Но не стоит обольщаться игрокам, оценивая столь низкий процент. На практике он будет таким, если все игроки заберут свои выигрыши. Поэтому в любом заведении созданы максимальные условия для того, чтобы игрок как можно дольше играл, не покидая «насиженного» места.

В слот - машинах вероятности распределяются следующим образом. Так как барабанов в автомате несколько ( обычно три или пять ), а на одном из них размещается, как правило, от двадцати до сотни символов, то на аппарате с тремя барабанами с 20 символами на каждом общее число возможных комбинаций достигает 8 тысяч. В автомате же со 120 символами на барабане возможны уже 1728000 комбинаций. Ну, а шанс выпадения одновременно трех символов "777" на стандартном трехцифровом «столбике» — 1 из 1000.

Возможность любого выигрыша определяется числом выигрышных комбинаций. Их обычно используют от 7 до 14, игроки предпочитают 10-11, как усредненный показатель.

КТО КОГО «ОБМАНЫВАЕТ» ?

Технически алгоритм выдачи выигрыша может быть реализован в виде механической конструкции ( механическая рулетка или слот), электронной схемы, программы вычислительного процессора или их совокупности. Механические датчики ( колесо рулетки, барабаны слотов ) многим игрокам кажутся более надежной гарантией объективности игрового автомата. Верно ли их мнение ?

Говорят, что еще математики фон Нейман и С. Улам смогли найти моды рулеток, возникающие из - за их, скажем так, неидеальности. Как и всякое механическое устройство, рулетка собрана из деталей с определенными допусками и посадками. Детали эти со временем изнашиваются, что поделаешь : «ничто не вечно под луной». Поэтому в мире не существует двух абсолютно одинаковых рулеток, и в каждой из них в той или иной степени возникают отклонения от равновероятности. Открытый учеными метод статистических испытаний ( уже упоминавшийся метод Монте - Карло ) позволяет вычислять моды игровых автоматов и строить алгоритмы игры. Поэтому - то в каждом уважающем себя казино берут на заметку клиентов, которые занимаются сбором статистики игр. Не секрет также и то, что форумы в Интернете полны хвастливых заявлений крупье об их способности остановить шарик рулетки в любом выбранном секторе. Поэтому человеческий фактор и несовершенство механических устройств не позволяют считать их столь объективными, как это кажется многим или как того хотел их разработчик.

С другой стороны, электронные и программные устройства, если они правильно спроектированы, обеспечивают полную повторяемость той степени объективности, которую в них заложили. И их сложнее просчитать и обмануть. История существования игр полна рассказов и легенд о системах гарантированного выигрыша у автоматов. Если снять с них шелуху и отбросить явные просчеты разработчиков, то остается весьма мало надежд на построение такой системы. Фактически игроки играют друг с другом, то есть любая «система» позволяет перераспределить выигрыш и проигрыш между ними. Поэтому и сохраняется интерес к игре. Прежде всего, нет и не может быть системы, универсальной для всех игровых автоматов или даже всех автоматов одного типа. А для идеальной рулетки система стабильного выигрыша отсутствует в принципе. Это известно из опыта казино. Каждый может проверить это самостоятельно. А может ли алгоритм обманывать игрока ?

— Это чушь, — уверенно заявил Владимир Щербаков. — Но не потому, что закон ограничивает процент возврата ( в России он должен быть не ниже 75). А потому, что автомат, как любой рыночный механизм, подчиняется законам рынка. В отличие от казино с его столами, крупье, бесплатной выпивкой и закусками, автомат рассчитан, в основном, на массового игрока. Хороший поток играющих образуется при выигрыше 90-95%, а ниже 80% — уже никого силой не затащишь. Это известно любому владельцу зала игровых автоматов. Поэтому байки о том, что аппараты «подкручивают» на более низкий ( или даже нулевой ) процент, — мягко говоря, не соответствуют действительности. При условии, разумеется, что владелец автомата не стремится к разорению. Недавно со мной связался по телефону один из владельцев нашего " столбика " и сообщил, что у него на автомате индикатор джекпота показал грядущую вероятность выигрыша в 5000 руб. Спросил, нельзя ли его выключить, то есть не выдать «страшную военную тайну» игрокам, чтобы не оказаться в убытке. Мы ему объяснили, что после такого выигрыша очередь к его автомату выстроится, как за железнодорожными билетами в бархатный сезон. Он понял, больше не звонит. А может, ограждения ставит, чтобы очередь не мешала движению автотранспорта.

Стало быть, бессмысленно упрекать автомат вкупе с его владельцем в нечестности ? А может ли игрок обмануть автомат ?

— Да, — столь же уверенно ответил Владимир Щербаков. — Среди игроков нередко встречаются любители поживиться путем обмана аппаратов. На заре увлечения игровыми автоматами было зафиксировано немало грубых попыток перехитрить железного соперника. Умельцы, просверлив отверстия в корпусе, просовывали внутрь куски проволоки, пытаясь заклинить приемное устройство в положении " оплачено " или открыть шторку подающего барабана, чтобы монеты высыпались наружу. Все эти попытки достаточно быстро пресекались, хотя и не всегда законными способами. Вообще, у нас большая коллекция раскрытых нами способов, но делиться ими можно, конечно, только с владельцами автоматов. Чтобы они могли защититься. Кстати, Интернет пестрит предложениями продажи рецептов обогащения путем обмана автоматов : это, как правило, не просто невинная липа, а типичная попытка отобрать деньги у доверчивых любителей бесплатного обогащения.

В истории игорного бизнеса надолго остался один из способов ограбления слотов, известный как «засечка времени активизации диска». Его было трудно обнаружить, так как отсутствовали внешние признаки вмешательства в нормальную работу механизма. Среди умельцев было множество никак не связанных между собой групп, научившихся стабильно выигрывать у «одноруких бандитов». Они использовали настолько тонкие методы, что около пяти лет владельцы игорных заведений не могли сообразить, в чем дело. Народный фольклор, всегда относившийся к деятелям игорного бизнеса без ярко выраженной симпатии, назвал этих энтузиастов «темп - бойз» ( отанглийского tempo — ритм, темп ). Незримая битва за деньги, в которой американские казино и их владельцы потеряли сотни миллионов полновесных долларов, развернулась в США в сороковые годы XX века.

Суть открытия «темп - бойз» состояла в том, что если дёргать рукоятку слот - машины в определённое время ( с точностью до секунды ), то аппарат повторяет только что выпавшую комбинацию. Казино тогда были оснащены исключительно механическими слот - машинами, а у них был один существенный недостаток : роль ГСЧ выполнял сам набор барабанов, надетых на одну ось. Движением рукоятки взводится и освобождается пружина, которая начинает вращать ось со свободно сидящими на ней барабанами. Одновременно включается механический таймер, ограничивающий время их вращения. Точнее, роль таймера заключалась в том, чтобы останавливать барабаны по очереди : мчала один, затем другой и, в конце концов, третий.

Феномен, замеченный «темп - бойз», заключался в том, что таймер не включается примерно 15 секунд после остановки барабанов. И если вновь дернуть за рукоятку в течение этой четверти минуты, барабаны проворачиваются вместе в одном и том же положении. Разумеется, тут не было 100% гарантии выигрыша, барабаны всё равно иногда смещались, но возможность последнего не превышала 20%.

Подобные проблемы возникали и в нашей стране. Существует даже специальный термин для обозначения таких людей — «пробойщики», которые, вылавливая те или иные дефекты в конструкции или программе игрового автомата, обыгрывают его. Подобный случай произошел с игровой программой Cherry Bonus — продукцией японской фирмы DYNA. Программа долго и успешно эксплуатировалась во многих странах, пока очередь не дошла до России. Здесь отечественные «самородки» быстро нашли ее ахиллесову пяту и вдоволь насладились выигрышами.

В разных странах государство по - разному регулирует взаимодействие игрока и владельца. За рубежом вместе с процентом отдачи нередко ограничивают и максимальный размер выигрыша для автоматов, устанавливаемых вне залов ( так называемые AWP - anna раты ), косвенно минимизируя и проигрыш игрока. У нас нет пока таких законодательных табу. И это полнее соответствует рыночным принципам. Автомат, отдающий менее 80-90%, просто не интересен игрокам. А на улицах и в магазинах выигрыш автоматов ограничен условиями их работы. Там просто невозможно установить технику, которая выдаст игроку джекпот, допустим, в миллион рублей.

Но и у нас есть ведомство, в компетенции которого выполнение обязанностей, во многом восполняющих отсутствие законодательства. Приказом Госстандарта России от 24.01.2000 года № 22 «О принятии Правил проведения испытаний игровых автоматов с денежным выигрышем с целью утверждения типа и контроля за их соответствием утвержденному типу ПР 50.2.023-2000 » в качестве одного из требований к игровым автоматам с денежным выигрышем определено, что технологически заложенный средний процент денежного выигрыша должен быть не ниже 75% в пользу играющего. Правила были созданы для одного типа игровых автоматов, который ввозился в то время из - за рубежа. Сегодня 90% автоматов в России выходят за рамки этих правил, а главное — за рамки возможности контроля по ним. На основе этого приказа в некоторых городах милиция обвиняет владельцев автоматов в мошенничестве : а ты докажи, что не менее 75% отдаешь ! И даже грозит конфисковать автоматы. В таких случаях нужно требовать от нее письменного оформления претензий со ссылкой на нормы закона. Конфискация и мошенничество в законодательстве РФ ограничены весьма узкими рамками, требующими доказательств от милиции, а не от владельца автомата. Строго говоря, указанные правила Госстандарта и сертификат утверждения типа игрового автомата играют роль только для получения лицензии на игорный бизнес ( организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений ). Контроль за их соблюдением могут производить уполномоченные инспекторы Госстандарта и его региональных центров. За доказанное несоблюдение этих правил они могут инициировать процедуру лишения владельца лицензии на право заниматься игорным бизнесом.

С момента появления в России производства игровых автоматов процент выигрыша в них неуклонно рос. Начиналось всё с 55% ( игра Cherry Bonus 3), затем средний процент стал больше. А примерно три года назад на смену старому поколению игр для автоматов пришло новое, и сейчас в их программах заложен процент выигрыша не ниже 80%, а у основной части — 90-95%. «Ветераны — автоматы с маленьким процентом отдачи — просто отжили своё. Налицо — тенденция роста процента выигрыша», — считает Артем Андреев. Конечно, алгоритмы выдачи выигрыша в игровых автоматах развиваются и будут развиваться. В первую очередь, в направлении повышения интереса игроков за счет все большего разнообразия игр. В то же время классические игры, скорее всего, останутся неизменными.

Сергей ПОПОВ

 Благодарим Владимира Щербакова, главного конструктора КБ «Игротехника», за содействие в подготовке материала

 Большая игра №9 2004

 
Компания |  Продукция |  Цены |  Сервис |  Партнерам |  Контакты
Игры и игровые платы для игровых автоматов |  Игровая система Джекпот |  Система OBSERVER+ |  Системы видеонаблюдения |  Табло "Бегущая строка" |  Разработка игр |  Обои для рабочего стола

   тел. +7(4872) 35-13-40   E-mail:

Яндекс.Метрика Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru    ©2005-20013 SolGames
Разработка сайта SolWeb